Философия: студенту, аспиранту, философу / Philosoff.Ru

Поставить закладку | Сделать стартовой
 Philosoff.Ru  // Философия: студенту, аспиранту, философу
Логин:
Пароль:
ЗарегистрироватьсяВойти
Восстановить пароль
Что ищем:
Начать поиск

Августин Блаженный, Антисфен, Аристотель, Бэкон Френсис, Гегель, Гераклит, Гесиод, Гуссерль Эдмунд, Данилевский, Декарт, Демокрит, Достоевский Ф.М., Зенон Элейский, Ибн Рушд (Аверроэс), Ибн Сина (Авиценна), Кант, Конт, Лиотар Жан, Маркс Карл, Моисей бен Маймун (Маймонид), Ницше, Ориген, Орфей, Платон, Сократ, Соловьев Владимир, Толстой Лев, Фейербах, Ферекид, Фома Аквинский, Хайдеггер, Чаадаев, Шопенгауэр Артур, Юнг...


Гераклит - основоположник диалектики


Раздел: »» История философии
Раздел: »» История философии »» Древняя и античная философия
Личность: »» Гераклит

Анализируя философские взгляды Гераклита, нельзя не видеть, что как иего предшественники, он в целом, остался на позиции натурфилософии, хотянекоторые проблемы, например, диалектики противоречия, развития иманализируются на философском уровне, то есть уровне понятий и логическихумозаключений.


Тематические подборки


История философии
   Древняя и античная философия,
   Немецкая классическая философия,
   Русская философия,
   Философия средневековья,
   Философия эпохи Возрождения,
   Философия XX века и современности...
Политическая философия
   История политической философии,
   Современная политическа философия,
   Философия терроризма...
Словарь терминов
Философская проблематика
   Категории философии,
   Логика,
   Предмет философии,
   Теории первоначал,
   Теория познания,
   Этика и Эстетика...
Философия и ...
   Философия и наука,
   Философия и общество,
   Философия и религия...
Философия к экзамену
   Лекции по философии ,
   Ответы на вопросы по философии,
   Рефераты по философии,
   Шпаргалки по философии...
Библиотечка философа
   Сравнительный анализ,
   Статьи известных философов,
   Труды известных философов...


Заметный вклад в становление  и  развитие  древнегреческой  философии
внес Гераклит  Эфесский.  Дата  жизни  у  разных  философов  датируется  по-
разному. Так Таранов П.С. указывает, что Гераклит родился около  535  г.  до
Н.Э., а умер около 475 г. до Н.Э., прожив  60  лет.[11]  Богомолов  называет
дату  рождения  (544  г.,  а  дату  смерти  считает  неизвестной).[12]   Все
признают, что личность Гераклита была весьма  противоречивой.  Происходя  из
царского рода, он уступил наследный сан своему брату, а сам удалился в  храм
Артемиды Эфесской, отдав свое  время  занятиям  философией.  В  конце  жизни
Гераклит удалился в горы и жил отшельником. Основные произведения,  дошедшие
до нас в отрывках, согласно одним  исследователям,  называлось  "О  природе"
(Богомолов,  Таранов,  Асмус),  другие   его   называли   "Музой".   Имеется
сообщение, что она состояла из трех частей: в первой части речь шла о  самой
природе, во второй –  о  государстве  и  в  третьей  –  о  боге,  дошло  130
отрывков.
       Анализируя философские взгляды Гераклита, нельзя не видеть, что как и
его предшественники, он в целом, остался  на  позиции  натурфилософии,  хотя
некоторые  проблемы,  например,   диалектики   противоречия,   развития   им
анализируются на философском уровне, то есть  уровне  понятий  и  логических
умозаключений.
       Видный исследователь Гераклита М. Маркович так воссоздает  ход  мысли
эфесца: он (Гераклит) говорит также, что суд над миром и  всем,  что  в  нем
есть, совершается через огонь. Ибо  все,…  грядущий  огонь  будет  судить  и
осудит.[13]
       Гераклит считает, что космос не создал никто  из  богов  и  никто  из
людей, но "он всегда был, есть и будет вечно живым огнем".[14]
       Итак, первоосновой всего сущего Гераклит считал первоогонь – тонкую и
подвижную легкую стихию.  Огонь  рассматривался  Гераклитом  не  только  как
сущность, как первоначало, но и как  реальный  процесс,  в  результате  чего
благодаря разгоранию или угасанию огня появляются все вещи и тела.
       Как  замечает  Богомолов,  "первоначало  Гераклита  –  живой   огонь,
изменения которого аналогичны товарному обмену: все обменивается на огонь  и
огонь на все, как на  золото  товары  и  товары  на  золото".[15]  Почему  у
Гераклита выбор пал именно на огонь? По мнению Рожанского И.Д.  это  связано
с возможным влиянием иранских религиозных представлений.
Хорошо известно,  что  в  зороастризме  огню  придавалось  особое  значение,
выделявшее его среди прочих  вещей  окружающего  нас  мира…  огонь  согласно
зороастрийским  религиозным  текстам,   представляет   собой   универсальную
божественную силу,  разлитую  по  всей  природе".[16]  Разумеется,  подобная
концепция не совсем  совпадает  с  той  ролью,  которая  приписывается  огню
Гераклитом. И все же она могла оказать влияние на выбор  Гераклитом  огня  в
качестве мировой первоосновы.
       Гераклит говорит о родстве  логоса  и  огня  как  различных  аспектов
одного и того же сущего. Огонь выражает качественную  и  изменчивую  сторону
существующего – логос – структурную, устойчивую. "Огонь – обмен или  размен,
логос – пропорция этого обмена".[17]
       Итак, гераклитовский логос – разумная необходимость сущего  слитая  с
самим  понятием   сущего   –   огня.   Логос   Гераклита   имеет   несколько
интерпретаций: логос – слово,  рассказ,  довод,  верховный  разум,  всеобщий
закон и т.д. По мнению, Богомолова  ближе  стоит  значение  логоса  к  слову
закон как всеобщей смысловой связи сущего.
       Основное положение философии  Гераклита  передает  Платон  в  диалоге
"Кратил". Платон сообщает,  что  по  Гераклиту  "все  движется  и  ничто  не
покоится… невозможно войти в одну и ту же самую реку".[18]
       Диалектика по Гераклиту это прежде всего  изменение  всего  сущего  и
единство безусловных противоположностей. При этом изменение  рассматривается
не как простое перемещение, а как процесс становления вселенной, космоса.
       В отличие от милетских философов Гераклит довольно  много  говорил  о
познании.  Он  различал  чувственное  рациональное  познание.  Высшая   цель
познания – познание логоса,  а  тем  самым  высшего  единства  мироздания  и
достижения высшей мудрости. Превыше всего он ценит то, чему нас учат  зрение
и слух. Глаза более точные свидетели, чем уши. "Здесь на лицо,  как  считает
Смирнов, примат предметного чувственного знания".[19]
       В его учении присутствуют как элементы идеализма, так и материализма.
О принципах познания Гераклита высказаться однозначно не возможно.  (Кстати,
еще  при  жизни  Гераклита  его  нарекли   "Темным"   за   глубокомыслие   и
загадочность изложения). Хотя Гераклит не имел последователей, но  явственно
видны  следы  его  влияния  в   поэме   Парменида,   диалогах   Платона,   в
произведениях Аристотеля.
       И без преувеличения можно сказать,  что  из  всех  философов  периода
становления античной философии, Гераклит больше  всего  заслуживает  "звания
основоположника объективной диалектики как учение о  противоположностях,  об
их  борьбе,  их  единстве  и  мировом  процессе.  В  этом  его  непреходящее
значение".[20]
_________________________
 
[1] Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 123.
[2] Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. М., 1996. С. 26.
[3] Вундт В. Введение в философию. М., 1998. С. 80.
[4] Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 125.
[5] Вундт В. Введение в философию. М., 1998. С. 82.
[6] Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995. С. 12-20.
[7] Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995. С. 14.
[8] Вундт В. Введение в философию. М., 1998. С. 83.
[9] Вундт В. Введение в философию. М., 1998. С. 85.
[10] Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. М., 1996. С. 33.
[11] Таранов П.С. 500 шагов к мудрости. Т.1. 1996. С. 228.
[12] Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985.
[13]
[14]
[15] Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985. С. 53.
[16] Таранов П.С. 500 шагов к мудрости. Т.1. 1996. С. 233.
[17] Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985. С. 56.
[18] Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1965. С. 26.
[19] Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. М., 1996. С. 32.
[20] Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985. С. 63.
[21] Таранов П.С. 500 шагов к мудрости. Т.1. 1996. С. 331.
[22] Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 180.
[23] Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985. С. 152.
[24] Там же. С.154.
[25] Таранов П.С. 500 шагов к мудрости. Т.1. 1996. С. 340.
[26] Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985. С. 159.
[27] Таранов П.С. 500 шагов к мудрости. Т.1. 1996. С. 339-340.
[28] Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995. С. 22.
[29] Таранов П.С. 500 шагов к мудрости. Т.1. 1996. С. 353.
[30] Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985. С. 177.
[31] Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985. С. 177.
[32] Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. М., 1996. С. 43.
[33] Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 296.
[34] Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985. С. 199.
[35] Сергеев К.А. Природа и разум. Л., 1991. С.49.
[36] Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985. С. 224.


Раздел: »» История философии
Раздел: »» История философии »» Древняя и античная философия
Личность: »» Гераклит


[ "Гераклит - основоположник диалектики" // Philosoff.RU - Философия в доступном изложении ]

 


Проект Philosoff.Ru | Другие проекты


 

Философия терроризма

Современная философия терроризма

Модное словечко терроризм только недавно стало главным жупелом в международных отношениях. Но явление терроризма, запугивания, актов агрессии сформировалось задолго до появления не только существующих сегодня политических режимов, но и задолго до возникновения большинства существующих государств. В данной подборке собраны аналитические рассуждения о роли терроризма в принципе, приведены аналитические выкладки о роли терроризма, становлении и модификации философии терроризма, как основы системы ценностей террористов настоящего и прошлого. Также затронуты проблемы философского обоснования проблемы государственного терроризма и сопутствующие вопросы.... »» далее »»
 




 
1. Философия Чаадаева
2. Становление практической философии
3. Аристотель. Метафизика
4. Специфика философского знания. Основные способы философствования.
5. Предмет философии в истории философии.
6. Понятие стихийной диалектики
7. Понятие историко-философского процесса.
8. Философия схоластов. Понятия номинализма и реализма.
9. Истоки философии
10. Философия марксизма.
11. Метафизика Декарта.
12. Философия Френсиса Бэкона: эмпиризм и учение об индуктивном методе.
13. ДЕМОКРИТ v И ЕГО АТОМИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
14. Понятие мировоззрения
15. Основные черты философии нового времени




Философф.ру - это: рефераты по философии, философия науки, проблемы философии, история философии, шпаргалки по философии, русская философия, основная философия, основы философии, античная философия, человек в философии, истина и ложь, бытие и сознание, право, социальная философия, лекции по философии, древняя и античная философия, кандидатский минимум по философии, вопросы к экзамену, экзамен, век философии


Использование любых материалов сайта означает Ваше согласие с текстом договора-оферты.
Сайт основан 26 февраля 2007 года.
(c) 2007-10, БТ-Group