Философия: студенту, аспиранту, философу / Philosoff.Ru

Поставить закладку | Сделать стартовой
 Philosoff.Ru  // Философия: студенту, аспиранту, философу
Логин:
Пароль:
ЗарегистрироватьсяВойти
Восстановить пароль
Что ищем:
Начать поиск

Августин Блаженный, Антисфен, Аристотель, Бэкон Френсис, Гегель, Гераклит, Гесиод, Гуссерль Эдмунд, Данилевский, Декарт, Демокрит, Достоевский Ф.М., Зенон Элейский, Ибн Рушд (Аверроэс), Ибн Сина (Авиценна), Кант, Конт, Лиотар Жан, Маркс Карл, Моисей бен Маймун (Маймонид), Ницше, Ориген, Орфей, Платон, Сократ, Соловьев Владимир, Толстой Лев, Фейербах, Ферекид, Фома Аквинский, Хайдеггер, Чаадаев, Шопенгауэр Артур, Юнг...


НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


Раздел: »» История философии »» Немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия стала одной из вершин развития мировой философии. Она отразила особенности и противоречия Германии, страны, отсталой в социально-экономическом положении, раздробленной на мелкие княжества, расколотой Реформацией и Контрреформацией на католическую и протестантскую церкви, ослабленную Крестьянской войной, в которой немецкая буржуазия не победила силы феодализма, страны, в которой возрождается идеалистическая философия. Но в ней начинает развиваться диалектика, почти забытая со времён греков. Эта особенность немецкой классической философии была отражением компромисса немецкого общества. Немцы сами не смогли осуществить буржуазную революцию.


Тематические подборки


История философии
   Древняя и античная философия,
   Немецкая классическая философия,
   Русская философия,
   Философия средневековья,
   Философия эпохи Возрождения,
   Философия XX века и современности...
Политическая философия
   История политической философии,
   Современная политическа философия,
   Философия терроризма...
Словарь терминов
Философская проблематика
   Категории философии,
   Логика,
   Предмет философии,
   Теории первоначал,
   Теория познания,
   Этика и Эстетика...
Философия и ...
   Философия и наука,
   Философия и общество,
   Философия и религия...
Философия к экзамену
   Лекции по философии ,
   Ответы на вопросы по философии,
   Рефераты по философии,
   Шпаргалки по философии...
Библиотечка философа
   Сравнительный анализ,
   Статьи известных философов,
   Труды известных философов...


    Немецкая классическая философия стала одной из вершин развития мировой философии. Она отразила особенности и противоречия Германии, страны, отсталой в социально-экономическом положении, раздробленной на мелкие княжества, расколотой Реформацией и Контрреформацией на католическую и протестантскую церкви, ослабленную Крестьянской войной, в которой немецкая буржуа­зия не победила  силы феодализма, страны, в которой возрожда­ется идеалистическая философия. Но в ней начинает развиваться диалектика, почти забытая со времён греков. Эта особенность немецкой классической философии была отражением компромисса немецкого общества. Немцы сами не смогли осуществить буржуазную революцию. За них это сделали французы, отменившие все феодальные порядки, когда вступали войска Наполеона.
    Родоначальником немецкой классической философии стал Иммануил Кант (1724-1804). Его философия отразила противоречивость и непоследовательность, склонность к компромиссу и даже примирение непримиримого: материализма с идеализмом, рационализма с сенсуализмом и эмпиризмом. В философии Канта выделяется два периода:1) докритический и 2) критический. На первом этапе Кант выступает материалистом. На втором этапе - переходит на позиции агностицизма и, во многом, идеализма, сохраняя в своей философии часть материалистического учения (признание «вещи в себе», как существующей не зависимо от нас).
     Докритическая философия Канта была сочетанием естественно-научного материализма с философией Лейбница. В 1855г. вышла работа Канта  «Всеобщая естественная история и теория неба». Используя  теории Коперника, Кеплера, Галилея и Ньютона, Кант выработал свою космологическую теорию происхождения и развития солнечной системы,  согласно  которой рассеянные частицы материи  в силу притяжения и отталкивания образовали сгущения и центры притяжения. Это не привело к скоплению материи в одном месте, что открыло возможность развития мира. Хотя Кант понимал движение механистически и признавал Бога творцом материи, для своего времени его гипотеза «холодной», разогревающейся космологической системы была прогрессивной.
   Критический период философии Канта начинается с 1770 года. В 1781 году вышла «Критика чистого разума», в которой Кант исследовал возможности самого человеческого разума в познании. Он, вслед за Юмом, оказавшим на него большое влияние, считал, что изучение возможности познания должно предшествовать такому познанию и привести к науке. Кант ставит вопросы, возможно ли  достоверное знание, то есть необходимое и всеобщее знание? Как возможна чистая математика? Как возможно чистое естествознание? Как возможна метафизика как наука? То есть достоверное знание в чисто теоретическом познании? И отвечает: достоверное знание возможно и в математике и в естествознании. Научное познание, по Канту, базируется на двух источниках: на опы­те, то есть эмпирических данных, и априорных формах чувственности и рассудка. Априорные формы чувственности - это пространство и время. Математика строит свой объект из созерцания пространства - в геометрии - и чистого созерцания времени - в арифметике. Наше познание даёт нам чувственные данные, которые упорядочиваются априорными формами чувственности - пространством и временем, существующими в нас до всякого опыта. Это делает возможной математику как науку.  Естествознание, как  достоверное знание, как наука возможна благодаря априорным, то есть до опытным формам рассудка – категориям - самым общим понятиям, которых Кант называет 12 (количество: единство, множество, совокупность; качество: реальность, отрицание, ограничение; отношение: субстанция, причинность, взаимосвязь; модальности: возможность, действительность, необходимость. С помощью данных категорий осуществляется синтез полученных данных опыта, но при этом именно категории приносят в мир упорядоченность, закономерность, которые сами носят априорный характер, то есть существуют независимо от опыта и до всякого опыта.
   Взаимосвязь, причинность и закономерность по Канту не объективны, а привнесены априорными формами рассудка в виде данных категорий. Кант встаёт на позицию априоризма. После анализа форм чувственности - пространства и времени, и форм рассудка – категорий, Кант анализирует способности разума. Кант впервые в истории философии делит познавательную деятельность на чувства, рассудок и ра­зум. Раньше выделялась чувственная ступень (восприятия, ощуще­ния и представления) и рациональная (логическая: понятия, су­ждения и умозаключения). У Канта выделена ещё ступень рассудка, способность которого заключается в логических выводах, то есть спо­собности из суждений строить умозаключения. Рассматривая проблему как возможна метафизика/теоретическое общее знание, он берёт три проблемы старой метафизики: душа как основа всех психических явлений, мир - совокупность причин и следствий, Бог - причина всех: явлений. Рассматривая данные три идеи, особенно - вторую, Кант показывает пределы человеческого разу­ма, ограниченность его способностей в познании. Давая анализ второго положения, Кант обнаруживает четыре противоречия, которые он  называет антиномиями  - неразрешимыми противоречиями, которые он может доказать однозначно.
1) Мир имеет своё начало и конец во времени и мир не имеет конца и начала во времени.   
2) Мир ограничен в пространстве и мир бесконечен в пространстве.
3) Мир состоит из бесконечно делимых частиц материи и мир состоит из неделимых частиц материи.
4) Всё в мире есть реализация необходимости, и всё совершается на основе свободы воли.
    На примере того, все эти четыре противоположных суждения можно одинаково доказать логическими средствами, Кант показывает, что человеческий разум пришёл в противоречие с самим собой. Здесь по Канту граница и предел человеческого разума познавать идеи. Наше познание, не опирающееся на чувственное созерцание, лишается опоры. Идея души и идея Бога не могут получить экспериментальную проверку, нельзя и доказать существование Бога доводами разума. Кант сам пишет, что он ограничил сферу разума, чтобы предоставить место вере. Метафизика как чистое теоретическое знание не может обладать признаками всеобщности и необходимости в отличие от математики и естествознания.
    Кант называл свою философию критической – выясняющей границы способностей человеческого разума и трансцендентальной, не выходящей за пределы познания с помощью априорных форм чувственности (пространства и времени) и категорий рассудка. То, что выходит за пределы такого познания, Кант называет трансцендентным, то есть не доступным теоретическому разуму, а требующему веры (идея Бога, души).
    Важной частью учения Канта стало разделение на «вещь в себе» и явление. «Вещь в себе» существует объективно и не зависит от нашего познания. В процессе познания человек увеличивает свои знания, но он познаёт мир только как мир явлений – «вещь в себе» остаётся непознаваемой, как бы глубоко мы не продвинулись в познании. Человек всегда обречён иметь дело только с миром явлений. Здесь Кант встаёт на позиции агностицизма – учения о непознаваемости мира.
   Ограничив теоретический разум, Кант показывает выход, заключающийся в практическом разуме, – так он называет нравственное поведение, которое должно строиться целиком на разуме и нравственном законе, заключённом в нас самих. Разум – настоящий источник морали. Безусловный императив Канта – закон нравственного поведения требует: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения сама могла стать всеобщим законом». Кант поясняет, что не надо искать собственной выгоды, а стремиться к высшему для мира благу, не относись к другому как к средству, а только – как к цели. В учении Канта о морали заключено большое гуманистическое содержание, как и в других частях его философии. Акту­ален трактат о «Вечном мире», мысль, что обществом должны править законы, а не люди.
    Философия Канта сыграла большую роль в XIX веке, дав сильный толчок развитию диалектики и немецкой классической философии. В его системе категорий диалектики содержалось ядро, из которого Гегель развернёт свой диалектический метод. Философию Канта критиковали с двух сторон: «справа» - за уступки материализму в его учении о «вещи в себе», как существующей независимо от нас; и «слева» - за идеализм, априоризм и агностицизм, в признании «вещи в себе» непознаваемой. Но философия Канта и сегодня вызывает большой интерес и внимание. Кант ос­тается крупнейшим философом в истории  философии.
    Фихте (1762-1814) назвал свою философию наукоучением и хотел строгого вывода всех положений из основных. Предпосылкой для этого он считал переход от кантовского дуализма чувственного и рационального к рационализму Лейбница. Но в отличие от объективного идеализма Лейбница Фихте встает на позиции су­бъективного идеализма. Только такой идеализм, по Фихте, способен найти непосредственное абсолютно достоверное знание, не нуждающееся в подтверждении опытом, а содержащееся в самом субъекте, заключающее в себе само содержание познания вмес­те с его результатом. Фихте называл материализм «догматизмом», который за признание независимости субъекта не способен найти абсолютно чистое достоверное знание без обращения к внешнему опыту. Фихте исходит из учения Канта о самосознании из его чистого «Я». Но в отличие от Канта Фихте освобождает его от материалистического остатка кантовской философии - учения о «вещи в себе», которую Кант признавал независимой от субъекта, хотя и не познаваемой. Фихте отбрасывает «вещь в себе», заменяя её «Не Я», существующей вместе с «Я» в самом субъекте. «Не Я» Фихте - это чувственная природа человека. «Я» у Фихте иногда совпадает с «эмпирическим Я», иногда расходится, становясь «абсолютным, чистым Я». Кант называл самосознание - трансцендентальной апперцепцией, которая содержит в себе представление «Я мыслю».  Фихте стремится преодолеть дуализм Канта между теоретическим и практическим разумом, считая их двумя сторонами деятельности Я, его активности. Заслуга Фихте - признание активности субъекта, то есть человека в процессе познания, и в снятии границ, установленных Кантом, в процессе познания, критика агностицизма, учения о непознаваемости «вещи в себе».
    Самое достоверное, очевидное и не требующее подтверждения опытом, а содержащееся в самом сознании, является, по Фихте, положение: «А=А». А тождественно А возможно при условии, что «Я»=«Я». В этом, по Фихте, состоит смысл трансцендентальной апперцепции Канта (самосознания). «Я мыслю..."
   Фихте выводит первое основоположение, являющееся условием всякого суждения («Я есть»), являющееся не готовым фактом, а продуктом деятельности и самой деятельностью. Это первое основоположение – «Я» полагает первоначально своё собственное бытие («Я есмь»).  Второе основоположение: «Я» полагает «не-Я» как самого себя. Третье основоположение: «Я» полагает себя и свою противоположность. Это полагание в «Я» - «Я» и «не-Я» выступает единством противоположностей. Их соединение в одном субъекте не ведёт к взаимоуничтожению, а к ограничению и сохранению единства.
    Фихте выводит из первого основоположения категорию тождества или реальности, из второго - категории различия, из тре­тьего основоположения – ограничения, далее - категории взаимодействия, призванную обосновать теоретическое знание. Далее - категорию причинности. Замысел был не просто взять в готовом виде, как поступает Кант, а дедуцировать, то есть вывести категории диалектики. Но вывести все категории из разума в принципе невозможно, так как категория является результатом обобщения, развития всей науки и практики. Поэтому цель, поста­вленная Фихте, не была достижимой. Рациональными моментами и исторической заслугой Фихте стали: сама попытка такого выведения категорий, так как отрицательный результат имеет положительное значение - другие могут не идти этим путём: осознанное применение триады  для выведения системы категорий, что будет использовано Гегелем (две категории выступают тезисом и антитезисом, а третья - синтезом двух противоположностей категорий). С Фихте начинается период переработки теоретической диалектики как учения о развитии.
   Свою философию Фихте рассматривал как теоретическое обоснование практической деятельности. Разум, исследующий воздействие «не-Я» на «Я», есть разум теоретический, и, наоборот, исследующий воздействие «Я» на «Не-Я», - практический. Как разумное существо человек есть цель. Как, не существующий для чего-то другого, человек - самоцель. Эти положения Фихте очень глубоки и развивали многие положения Канта. Особенно трактовка категорического императива (нравственного закона): «Поступай так, как ты мог мыслить закон своей воли как вечный закон».
   Философия Фихте, особенно его понимание роли противоречия, оказала большое влияние на Шеллинга и Гегеля.
    Шеллинг (1775-1354) - известный немецкий философ. Его взгля­ды менялись, что позволяло выделять четыре периода в разви­тии его философии: натурфилософский (90-е годы), трансценден­тального идеализма (1800г.), «Философия тождества» (первое десятилетие) и философию откровения (последние годы жизни).
    В первый период Шеллинг вводит в философию природу, которую он представляет как единство противоположностей в виде мирового закона (полярность полюсов магнита, противоположные электрические заряды, кислота и щёлочи). Противоположности порождены живой силой, бессознательным духовным началом.
    Во второй период Шеллинг дополняет свою натурфилософию трансцендентальной философией, выводя природу из субъектив­но-идеалистического начала - из Я, из непосредственного созерцания субъектом объекта (природы). Сознание через ощущения, рефлексию восходит к воле, к практическому Я, доходит до выс­шей формы нравственного действия, как единства необходимос­ти и свободы. Два периода в развитии философии приводят Шеллинга к философии тождества  природы и духа, ставшей основой всей его философии. Всё существующее, по Шеллингу есть абсолютный разум, в котором объект и субъект едины и нерас­торжимы. В Абсолюте тождественно всё. Раздвоение начинается с перехода от единого к множественному. Абсолют - не дух и не природа. Он даёт Вселенную. Мир конечен и преходящ. Абсолют - вечен. Он возможность всего. Порождение Вселенной из Абсолюта – иррационально. Это акт, не поддающийся рациональному поз­нанию. Акт бессознательной воли. Если между первыми тремя  периодами в философии была взаимосвязь, то в четвертый период Шеллинг переходит на позиции теософии, соединяя философию, мифологию и религию. Философия Шеллинга в этот период успеха не имела. Шеллинг оказал большое влияние на Гегеля (своего современника) своей диалектикой природы и на философию жизни (Ницше) главным образом своим иррационализмом. Шеллигианство бы­ло распространено в России.
   Большим постижением всей философской мысли стала Философ­ия Гегеля (1770-1831). Гегель обобщил многие рациональные идеи немецкой классической философии в области диалектики и разработал свой диалектический метод, хотя и на идеалистической основе. Гегель выступил с критикой субъективного иде­ализма Фихте и агностицизма Канта, заявив, что мир познаваем и не познаваемых «вещей в себе» не существует.
   Гегель в качестве первоначала берет объективно-идеалистическую абсолютную идею, которая в своем развитии проходит три ступени: Логическую идею (до сотворения природы); Природа или инобытие идеи; Дух, являющийся не результатом разви­тия природы, а своим собственным результатом, который тоже проходит три ступени: Субъективного духа (индивидуального сознания); Объективного духа (право, мораль, нравственность) и Абсолютного духа (искусство, религия, философия), на которой абсолютная идея приходит к  познанию самоё себя. Такова была общая конструкция философии Гегеля. Но в рамках её идеализма самым ценным оказалось рассмотрение всего в виде процесса развития во всеобщей взаимной связи, во взаимопереходах.
    Гегель в силу своего идеализма описывал не процесс развития мира, а движение, саморазвитие своей абсолютной идеи. При  этом в описании самодвижения абсолютной идеи он высказывает гени­альные идеи в теории диалектики. Он развивает идеи Канта, Фи­хте, Шеллинга: говорит о большой роли противоречия в развитии, о роли скачков в развитии, используя принцип  триады, выводит свою систему категорий: бытие и ничто даёт становление, качество – количество - меру. Гегель, выводя категории друг из друга, исследует их взаимопереходы и взаимосвязи, причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действи­тельности, общего и особенного, единичного. Все три части «На­уки логики», включающие учение о бытии, о сущности и о понятии, содержат разработку диалектического метода - диалектическую логику.  В этом  состояло  рациональное зерно философии Гегеля - в диалектике. Основным недостатком гегелевской философии был её идеализм,  основным противоречием - противоречие между диалектическим методом, рассматривающим всё в процессе возникновения и уничтожения, в развитии, и метафизической системой  философии Гегеля, понимаемой им как абсолютной ис­тины,  дальше которой познавать было нечего, только уточнять и пояснять. В лице его философии абсо­лютная идея, познав себя, исчерпала познание. Это противоречие будет разрешено Марксом и Энгельсом. Они откажутся от всякой претензии на абсолютное и исчерпывающее познание, освободят рациональное зерно гегелевской философии от идеализма и метафизики. Не их вина, что в их методе снова создадут новую схоластику и поведут борьбу с открытиями в науке, превратят философию в служанку идеологии, превратив в новую религию.
    Фейербах (1804-1872) - выдающийся немецкий философ и единственный представитель материализма в немецкой классической философии. Фейербах выступил с критикой идеализма и религии, разработал материалистическое учение о природе познания и человеке. Он подверг критике Гегеля за отрыв мышления от человека и превращение его в безличный разум. Идеализм, по Фейербаху - это рационализированная религия. Философия должна расторгнуть союз с религией и заключить с естествознанием. Самым универсальным предметом философии является человек. Философия должна стать учением о человеке, антропологией. Человека Фейербах рассматривал как существо природное, физиологическое, вне связи с историей. Он отрицал какой-либо дуализм души и тела. Мышление не может творить материю, наоборот сама материя на определенной ступени порождает сознание. Фейербах выступал против распространённой в то время формы материализма – вульгарного  материализма,  сводившего  сознание  к  материальным  процессам  в коре головного мозга, считавшего и мысль материальной. Поэтому Фейербах на­зывал свою философию не материализмом, а антропологией. Но его философия была материалистической и представляла собой высший этап в развитии домарксовского материализма. Фейербах не сводил все формы движения к механическому движению, но не смог преодолеть метафизического характера старого материализма. Он много говорил о значении открытой Гегелем диа­лектики, но сам применить её к своему учению о природе и че­ловеке не смог. Поэтому его материализм остался метафизичес­ким. В понимании истории развития общества Фейербах тоже остался на идеалистических позициях, не дойдя до материалистического понимания истории развития человеческого общества. Фейербах, критикуя идеализм, подвергал критике и религию, считая её порождением страха человека перед стихийными силами природы и жизни людей. Бог - отчуждённая сущность человека. Религия вредна и реакционна, так как парализует стремление человека к лучшей жизни в этом мире. Но Фейербах хотел не устранения религии, а её замены религией без бога, религией любви человека к человеку. Свою философию Фейербах называл философией будущего. Фейербах - выдающийся философ, сыгравший большую роль в Германии и в Европе. Благодаря его философии многие мыслители освобождались от идеализма.
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Философия Нового времени утвердила права разума на познание и развитие науки, отстояла права человека на свободу слова, свободу вероисповедания, на равенство людей перед законом против произвола властей, утвердила многие гуманистические ценности. Всё это не утратило своего значения и для нашего времени.  Во второй половине Х1Х века становятся популярными течения, которые сделают поворот от идей Просвещения и рацио­нализма к иррационализму и различным формам идеализма. Воз­никшей философии диалектического материализма будут противостоять философия волюнтаризма Шопенгауэра, которая послужит истоком философии жизни Ницше, экзистенциальная философия Кьёркегора, неокантианство, позитивистская философия и другие течения. Философские системы Нового времени будут и сегодня отличаться своей верой в торжество разума и в воз­можность познания мира, в общественный прогресс и более со­вершенное общество.

Виталий Лейферт

 

 


Раздел: »» История философии »» Немецкая классическая философия


[ "НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ" // Philosoff.RU - Философия в доступном изложении ]

 


Проект Philosoff.Ru | Другие проекты

Купить реферат в SlyPanda– значит существенно сэкономить После этого он связывается с менеджерами проекта, предоставляющего услуги по изготовлению рефератов. Уточнив параметры заказа он ожидает какое-то время, затем оплачивает работу и получает нужный реферат. Вот такие несложные стадии.
 

Философия терроризма

Современная философия терроризма

Модное словечко терроризм только недавно стало главным жупелом в международных отношениях. Но явление терроризма, запугивания, актов агрессии сформировалось задолго до появления не только существующих сегодня политических режимов, но и задолго до возникновения большинства существующих государств. В данной подборке собраны аналитические рассуждения о роли терроризма в принципе, приведены аналитические выкладки о роли терроризма, становлении и модификации философии терроризма, как основы системы ценностей террористов настоящего и прошлого. Также затронуты проблемы философского обоснования проблемы государственного терроризма и сопутствующие вопросы.... »» далее »»
 




 
1. Философия Чаадаева
2. Становление практической философии
3. Аристотель. Метафизика
4. Специфика философского знания. Основные способы философствования.
5. Предмет философии в истории философии.
6. Понятие стихийной диалектики
7. Понятие историко-философского процесса.
8. Философия схоластов. Понятия номинализма и реализма.
9. Истоки философии
10. Философия марксизма.
11. Метафизика Декарта.
12. Философия Френсиса Бэкона: эмпиризм и учение об индуктивном методе.
13. ДЕМОКРИТ v И ЕГО АТОМИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
14. Понятие мировоззрения
15. Основные черты философии нового времени




Философф.ру - это: рефераты по философии, философия науки, проблемы философии, история философии, шпаргалки по философии, русская философия, основная философия, основы философии, античная философия, человек в философии, истина и ложь, бытие и сознание, право, социальная философия, лекции по философии, древняя и античная философия, кандидатский минимум по философии, вопросы к экзамену, экзамен, век философии


Использование любых материалов сайта означает Ваше согласие с текстом договора-оферты.
Сайт основан 26 февраля 2007 года.
(c) 2007-10, БТ-Group