Философия: студенту, аспиранту, философу / Philosoff.Ru

Поставить закладку | Сделать стартовой
 Philosoff.Ru  // Философия: студенту, аспиранту, философу
Логин:
Пароль:
ЗарегистрироватьсяВойти
Восстановить пароль
Что ищем:
Начать поиск

Августин Блаженный, Антисфен, Аристотель, Бэкон Френсис, Гегель, Гераклит, Гесиод, Гуссерль Эдмунд, Данилевский, Декарт, Демокрит, Достоевский Ф.М., Зенон Элейский, Ибн Рушд (Аверроэс), Ибн Сина (Авиценна), Кант, Конт, Лиотар Жан, Маркс Карл, Моисей бен Маймун (Маймонид), Ницше, Ориген, Орфей, Платон, Сократ, Соловьев Владимир, Толстой Лев, Фейербах, Ферекид, Фома Аквинский, Хайдеггер, Чаадаев, Шопенгауэр Артур, Юнг...


Немецкая классическая философия.


Раздел: »» История философии »» Немецкая классическая философия
Раздел: »» Философия к экзамену »» Ответы на вопросы по философии
Раздел: »» Философия к экзамену »» Рефераты по философии

Почему немецкая философия XVIII v XIX вв. получила название Lклассическая¦?


Тематические подборки


История философии
   Древняя и античная философия,
   Немецкая классическая философия,
   Русская философия,
   Философия средневековья,
   Философия эпохи Возрождения,
   Философия XX века и современности...
Политическая философия
   История политической философии,
   Современная политическа философия,
   Философия терроризма...
Словарь терминов
Философская проблематика
   Категории философии,
   Логика,
   Предмет философии,
   Теории первоначал,
   Теория познания,
   Этика и Эстетика...
Философия и ...
   Философия и наука,
   Философия и общество,
   Философия и религия...
Философия к экзамену
   Лекции по философии ,
   Ответы на вопросы по философии,
   Рефераты по философии,
   Шпаргалки по философии...
Библиотечка философа
   Сравнительный анализ,
   Статьи известных философов,
   Труды известных философов...


 
Важнейшим этапом развития европейской философии стала не­мецкая классическая философия.Понятие классической немецкой философии было введено Ф. Энгельсом вработе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» для обозначения той линии в развитии новоевропейской мысли, которая была представлена учениями И. Канта, ИХ. Фихте, Ф.В. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Л.Фейербаха.
 Немецкая классическая философия охватыва­ет период с 70-х гг. XVIII в. (с начала критического периода в творчестве И.Канта) и примерно до середины XIX в. — времени смерти Шеллинга и окончания активной философской деятельнос­ти Фейербаха.
 Привсем различии в концепциях указанных мыслителей их творчество объединяется общими чертами и особенностями:
 -  в содержании классической немецкой философии доминировала гносеологическая проблематика, исследовались возможности и границы человеческого познания; структура познавательного процесса и история становления познавательной деятельности; специфика познающего субъекта и природа его активности; понятие истины и ее критерии. Помимо гносео­логии важное место занимала методология, что реализовалось в теорети­ческом обосновании диалектического метода. Эти традиционные для новоевропейской философии проблемы были дополнены новыми подходами в области философской антропологии. В частности, отдавая пальму первенства человеческому разуму, философы предприняли попытку обна­ружить те области человеческого бытия, которые не всегда поддаются рациональному объяснению, но могут играть существенную роль в структуре человеческого опыта; иными словами, такие аспекты жизни человека, которые подтверждают тезис о том, что сумма нашего существования, делен­ная на разум, никогда не разделится без остатка. Особое место отводилось этическим проблемам - поведению человека в культуре, обществе, личной жизни;
 - по форме философские системы данного направления представлены в виде классических, образцовых философских сочинений, написанных для весьма ограниченного круга читателей, профессионалов, компетентных специалистов и студентов философских факультетов. Они изобилуют малопо­нятными для непосвященных людей терминами, понятиями, абстракциями; их язык сух и тяжеловесен. В отличие от философов эпохи Просвещения, с которой классическая немецкая философия была тесно связана преемственностью проблематики, мыслители данной школы никогда не стремились популяризировать свои идеи и учения, сделать их достоянием широкой общественности.
- по влиянию на дальнейшее развитие философской рефлексии классическая немецкая философия занимает уникальное место. С одной стороны, она аккумулировала, синтезировала и углубила те проблемы, которые наметились в философии Нового времени, обеспечила преемствен­ность философской традиции. Сдругой стороны, из классической немецкой философии в той или иной степени берут начало практически все современные направления философской мысли.
  
 
Развитие немецкой классической философии было одним из важнейших выражений эпохального подъема духовной культуры, начавшегося в германских государствах с середины XVIII в. Этот подъем был включен в общеевропейское движение общественной мысли, получившее название Просвещения. Хотя в экономически разобщенном и политически раздробленном конгломерате немецких государств (их число приближалось к 400!) в то время отсутствовали объективные условия для проведения антифеодальной и антимонархической революции (немецкая буржуазия из-за своей слабости была не способна сыграть необходимую для такой революции роль класса, возглавляющего борьбу крестьянских масс), деятели передовой немецкой культуры, которые в основном были выходцами из бюргерской среды, сумели с большой силой выразить характерный для Просвещения протест против феодального гнета, деспотизма коронованных правителей, клерикального засилья. В своих социальных идеалах немецкая классическая философия и литература, испытавшие огромное влияние событий, происшедших в других европейских странах (прежде всего в Англии и Франции), предвосхищали перспективы прогрессивного развития Германии.
 Немецкая классическая философия развивалась в эпоху глубочайших изменений, которые происходили в экономической, социально-политической и духовно-идеологической жизни всей Европы, прямо или косвенно затрагивая также немецкие государства и становясь предметом осмысления живших в них философов, чей мировоззренческий кругозор при всей его определенности условиями своей страны не был национально ограниченным. Вслед за мировоззренческой революцией Просвещения произошла имевшая мировой резонанс Великая французская революция (1789—1794). Она потрясла соседние феодальные государства главным образом в ходе войн, которые с 1792 по 1815 г. вела сначала революционная, а затем наполеоновская Франция с коалициями противостоящих ей государств, включая немецкие. Последовавший за этим период большей или меньшей реставрации феодально-монархических режимов сменился (после происшедшей в июле 1830 г. во Франции революции) примерно двумя десятилетиями вызревания условий для целой серии буржуазно-демократических революций, которые в 1848—1849 гг. прокатились поряду европейских стран, в том числе и по германским государствам; причем внекоторых странах имели место первые выступления революционного пролетариата[1].
Революционные перемены происходили и в естествознании, в котором механика утрачивала свою прежнюю доминирующую роль. К концу VIII в. сформировалась химия как наука о качественных превращениях природных веществ. В первые десятилетия XIX в. появились такие вызвавшие огромный интерес философов новые, немеханические отрасли физики, как учения о магнетизме и электричестве, вскоре объединившиеся в одну научную дисциплину, изучающую электромагнитные явления. Быстро прогрессировала совокупность биологических дисциплин, все более продвигавшихся к созданию условий для выработки научно обоснованной теории эволюции как обобщающего теоретического построения.
 Происходила острейшая борьба свободомыслия с религией, которая в период после Великой французской революции пыталась отвоевать позиции, утраченные в эпоху Просвещения, а затем опять вынужденно отступала вусловиях нового подъема освободительной борьбы.
 Германия в конце XVIII века переживала далеко не лучший этап в своем развитии. Глубокая неудовлетворенность реаль­ными процессами сопровождалась духовным конструировани­ем идеальных образцов социальных состояний и отношений. Этот эмоциональный порыв нашел ранее всего свой выход в искусстве. Но, пожалуй, самые захватывающие процессы в это время протекали в философии. Практически все мировоззренческие проблемы нуждались в переосмыслении. Мир в представлени­ях граждан той эпохи рассыпался и раскалывался, он пришел в движение. А потому и восприятие его было фрагментарным. Всеобщность, всеохватность происходящего в мире поро­дили потребность в создании универсальных теорий,систем миропонимания, с помощью которых стало бы возможным освоить культуру всей эпохи. Задача такого диапазона соответ­ствует только философии. Но в истории человечества лишь немецкой классической философии удалось не только выдви­нуть и осознать подобную цель, но и достичь ее. 

2. «Коперникианская революция» И. Канта

  

2.1Докритическая и критическая философия Канта


  Основоположником немецкой классической философии был Иммануил Кант (1724—1804). В творчестве И. Канта принято различать два периода: докритический и критический. Первый период посвящен естественнонаучным исследованиям, преимущественно в области космологии, математики, физики.
 Критический период охватывает собственно философское творчество мыслителя, когда предметом его исследований становятся гносеология, этика, эстетика. Наиболее известными работами этого периода стали: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
 Поскольку в философских воззрениях Канта 1746—1769 гг. отсутствует та критика, которая начала разрабатываться им с 1770г., они были названы «докритическими». Это название условно и отнюдь не означает, что до 1770 г. Кант совершенно некритически трактовал философские проблемы. «Творческая самостоятельность, присущая Канту на всем протяжении его деятельности, не могла не иметь своим следствием критического отношения к всевозможным авторитетам, если их утверждения не имеют убедительного доказательства», - отмечает В.Н. Кузнецов [2].
 В «докритический» период Кант стоял на позициях естественненаучного материализма. В естествознании Кант считал себя продолжателем идей и трудов Ньютона, разделяя его концепцию пространства ивреме­ни как объективно существующих, но «пустых» вместилищ ма­терии. Молодой Кант работал и над собственно философскими, гносеологическими вопросами. Какфилософ он испытал на себе тогда большое влияние рацио­нализма Лейбница искептицизма Юма. Лейбниц утверждал тождество оснований мышления и оснований бытия. Кант, на­против, эти основания различает. В спорах с Лейбницем он го­раздо ближе к материалистам (к Ньютону)[3].
 Влияние Юма заключалось в том, что английский философ, по признанию самого Канта, «разбудил его от догматического сна»; он заставил Канта задуматься над очень важным вопро­сом: могут ли наши знания носить объективный, т. е. необхо­димый идостоверный, характер? Если прав Юм, то наука невозможна. Кант ставит передсобой задачу; спасти науку от разрушающего дей­ствия на нее скептицизма Юма. Ноэту задачу он выполняет уже во второй — «критический» — период своего творчества.
 Водоразделом между этими периодами является 1770 год, потому что именно в этом году 46-летним Кантом была напи­сана профессорская диссертация: «О форме и принципах чув­ственного и умопостигаемого миров», в которой ее автор прин­ципиально пересмотрел свои позиции по ряду фундаменталь­ных вопросов, и прежде всего по вопросуо природе простран­ства и времени. Теперь пространство и время им рассматрива­ютсяи понимаются совершенно иначе, чем раньше, когда не­мецкий философ стоял на позициях метафизического материа­лизма Ньютона. С позиций материализма Кант переходит на позиции субъективного идеализма. Пространство и время те­перь трактуются Кантом не как объективные формы внешнего мира, а как априорные, т. е. доопытные, присущие сознанию формы созерцания. Это положение Кант считал важнейшим во всей своей философии. 

2.2 Теория познания


 Согласно Канту, опровержение юмовского скептицизма тре­бует сдвига теоретической перспективы. Коперник и Кеплер при­шли к лучшему пониманию накопленных астрономических дан­ных, отказавшись от традиционного предположения, что Земля и человек находятся в неподвижном центре вселенной. Они приня­ли гипотезу от ом, что Земля и человек на ней вращаются вокруг Солнца. Точно таким же образом Кант подрывает фундаменталь­ное предположение о том, что предпосылкой познания является воздействие объекта на субъект. Кант обращает это отношение между объектом и субъектом и говорит, что мы должны вообра­зить, что именно субъект влияет на объект. Объект, как мы его знаем, репрезентируется в результате восприятия и мышления субъекта. Этот сдвиг эпистемологических предположений называ­ется коперникианским переворотом в философии и составляет ядро кантовской теории познания[4].
 В известном смысле Кант пробует таким образом синтезиро­вать эмпирицизм ирационализм, чтобы избежать того, что он рассматривал в качестве эмпирического скептицизма и рациона­листического догматизма. На место рациональной интуиции сверх­чувственных «объектов» (типа Бога и моральных норм) Кант ста­витрефлексивное постижение фундаментальных условий (предпо­сылок) опыта. Постижение таких эпистемологических условий называется трансцендентальным.
 Как считает Кант, Юм не прав в своей трактовке опыта. На самом же деле в сфере опыта существует необходимый и обще­значимый порядок. Например, принцип причинной связи являет­ся общезначимым. Следовательнодолжно иметься нечто, что структурирует и упорядочива­ет наш опыт.
 Однако Кант соглашается с юмовским положением о том, что непосредственный опыт и индукция не обеспечивают постиже­ния того, что является необходимым и общезначимым. Поэтому то, что упорядочивает и структурирует наш опыт, не может про­истекать из самого опыта. Это означает, по мнению Канта, что способность к упорядочению и структурированию должна нахо­диться внутри нас.
 Другими словами, Кант предполагает дуализм субъекта и объ­екта. Так как упорядочивающая сила не может находиться в объек­те, то она должна заключаться в субъекте.
 Это и есть коперниканский переворот, совершенный Кан­том в теории познания. То, что упорядочивает и структурирует наш опыт таким образом, что он подчиняется общезначимым принципам, проистекает не из познаваемых нами вещей, а из нас самих.
 Свое философское учение теперь Кант называет критичес­ким. До сих пор, поясняет Кант, философы исследовали мир (с помощью разума), но не исследовали сам разум, т. е. не исследовали сам инструмент, само орудие по­знания. Поэтому всю прежнюю философию Кант называет догматической, слепо верящей в способности разума, хотя эти способности (границы разума) никто не проверял. «Критика» — и есть такая проверка[5].
 В центре его внимания находятся проблемы гносеологии, и свое учение о познании,т.е. о «чистом», или «теоретическом», разуме он на­звал трансцендентальной логикой.
 В этой формулировке термин «разум» означает совокупность всех познавательных способностей, и в его состав входят и чувственность,и то, что Кант именует «рассудком», и то, что он называет «разумом»   в  узком   смысле   слова.  Слово   «чистый» означает«свободный» от эмпирии и прак­тических побуждений, а в этом смысле теорети­ческий. 

2.3 Онтология Канта


 В онтологических вопросах Кант по своим убеждениям является деистом, а значит, и объективным идеалистом: для него несом­ненно существование Бога — Творца мира. Но проблема существова­ния Бога — это вопрос практического,а не теоретического разума. Находясь в рамках чистого разума, мы можем быть уверены в суще­ствовании объектов только двух типов: внешнего мира и человече­ского сознания. При этом существование нашего сознания для нас очевидно, а о существовании объектов внешнего мира мы знаем благо­даря данным наших органов чувств, в которых фиксируется нечто, приходящее в сознание извне. Таким образом, в рамках чистого разу­ма Кант выступает как дуалист, а поскольку исходной реальностью и основным объектом рассмотрения является приэтом человеческое сознание, то Канта можно назвать субъективным идеалистом[6].
 Так как все, что мы знаем об объектах внешнего мира, — это их об­разы, отражения, явления в нашем сознании, то теоретический разум должен отличать сами эти объекты от их проявления в нашем созна­нии. Поэтому Кант вводит следующие понятия.
 «Вещь-в-себе» это объект внешнего мира (или весь мир в це­лом) такой, какой он существует сам посебе.
«Вещь-для-нас» —это образ (явление) объекта внешнего мира (или всего мира в целом),существующий в нашем сознании.
 Вещь-в-себеесть трансцендентная сущность, т.е. находящаяся за пределами нашего возможного опыта, поскольку в опыте и в тео­ретическом познании, осмысляющем опыт, мы всегда имеем дело лишь с явлением (вещью-для-нас).
 Хотя внешний мир и объекты в нем («вещь-всебе») есть источник чувственных данных, он, по Канту, в принципе не познаваем ни с помо­щью чувств, ни с помощью  рассудка, поэтому Канта можно назвать агностиком[7].
 Основная черта критической философии И. Канта, как отмечает Волчек — совмещение в ней материализма с учением о непозна­ваемости «вещи в себе». 
Когда И. Кант допускает, что нашим представлени­ям соответствует нечто вне нас,какая-то «вещь в себе», то тут он — материалист. Когда же объявляет эту вещь в себе непознаваемой, трансцендентной, потусторонней, — идеалист. За эту двойственность Канта критиковали и материалисты, и идеалисты[8].
 
___________________________________________
См. так же: 

"Философия Гегеля как вершина развития европейской классической традиции"
 
" Антропологический материализм Л. Фейербаха"
 
"Фундаментальные понятия в немецкой классической философии"

         ____________________________________________
 
Немецкая классическая философия явилась в истории мировой культуры феноменом, как закономерным, так и уникальным.
 Закономерным потому, что человечество (как демонстриру­ет история) нуждается в подытоживании, в резюмирующих цивилизацию акцентах, без которых оно не может перейти к очередному своему уровню существования. А уникальным по­тому, что каждый такойпериод неповторим, исключителен по культурным и духовным характеристикам, сочетанию событий, ценностным ориентациям.
 К общим особенностям идостоинствам философии этого периода можно отнести следующие достижения.
- Она показала людям роль, место и значение философии в осознании своей эпохи, ее достижения и просчеты. Проде­монстрировала важность философии для осмысления буду­щего и опасности, подстерегающие общество при игнорирова­нии целостного восприятия своей цивилизации.
- Будучи по сути социоцентричной, она повернула теоре­тическую мысль к проблемам свободы иценностей, их роли в жизни человека.
- Ею были развиты соответствующие современной науке методы развития и познания - диалектический и историче­ский, которые благодаря своей уникальности позволили резко продвинуться вперед в познании мира.
- Она способствовала формированию новой концепции моде­ли мира; появлению оригинальных подходов к его познанию. 

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

 

Почему немецкая философия XVIII – XIX вв. получила название «классическая»? Как уже отмечалось, специфической ее особенностью, по сравнению с философией Просвещения, было то, что по форме философские системы данного направления представлены в виде классических, образцовых философских сочинений, написанных для весьма ограниченного круга читателей, профессионалов, компетентных специалистов и студентов философских факультетов. Они изобилуют малопо­нятными для непосвященных людей терминами, понятиями, абстракциями; их язык сух и тяжеловесен. Именно форма написания философских трудов немецких мыслителей и дала название этой философии.


[1] Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второйполовины XVIII— начала XIX века: Учеб. пособие для ун-тов.-М.: Высш. шк., 1989.– с. 8
[2]Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII— началаXIX века: Учеб. пособие для ун-тов.-М.: Высш. шк., 1989. – с. 13.
[3] История философии. Учебник для высших учебных заведений. -Ростов-на-Дону: Фе­никс, 2000 – с. 176.
[4] Скирбекк Г., ГильеН. История философии: Учеб. пособие для студ высш. учеб, заведений /Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. — М: Гуманит, изд. центрВЛАДОС, 2000. – с. 444.
[5] История философии. Учебник для высших учебных заведений. -Ростов-на-Дону: Фе­никс, 2000 – с. 177.
[6] ГриненкоГ.В. История философии: Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2004. – с. 369
[7] ГриненкоГ.В. История философии: Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2004. – с. 360
[8] Волчек Е.З.Философия: Учеб. пособие. - Мн.: "Интерпрессервис";"Эко-перспектива", 2003. – с. 130


Раздел: »» История философии »» Немецкая классическая философия
Раздел: »» Философия к экзамену »» Ответы на вопросы по философии
Раздел: »» Философия к экзамену »» Рефераты по философии


[ "Немецкая классическая философия." // Philosoff.RU - Философия в доступном изложении ]

 


Проект Philosoff.Ru | Другие проекты


 

Философия терроризма

Современная философия терроризма

Модное словечко терроризм только недавно стало главным жупелом в международных отношениях. Но явление терроризма, запугивания, актов агрессии сформировалось задолго до появления не только существующих сегодня политических режимов, но и задолго до возникновения большинства существующих государств. В данной подборке собраны аналитические рассуждения о роли терроризма в принципе, приведены аналитические выкладки о роли терроризма, становлении и модификации философии терроризма, как основы системы ценностей террористов настоящего и прошлого. Также затронуты проблемы философского обоснования проблемы государственного терроризма и сопутствующие вопросы.... »» далее »»
 




 
1. Философия Чаадаева
2. Становление практической философии
3. Аристотель. Метафизика
4. Специфика философского знания. Основные способы философствования.
5. Предмет философии в истории философии.
6. Понятие стихийной диалектики
7. Понятие историко-философского процесса.
8. Философия схоластов. Понятия номинализма и реализма.
9. Истоки философии
10. Философия марксизма.
11. Метафизика Декарта.
12. Философия Френсиса Бэкона: эмпиризм и учение об индуктивном методе.
13. ДЕМОКРИТ v И ЕГО АТОМИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
14. Понятие мировоззрения
15. Основные черты философии нового времени




Философф.ру - это: рефераты по философии, философия науки, проблемы философии, история философии, шпаргалки по философии, русская философия, основная философия, основы философии, античная философия, человек в философии, истина и ложь, бытие и сознание, право, социальная философия, лекции по философии, древняя и античная философия, кандидатский минимум по философии, вопросы к экзамену, экзамен, век философии


Использование любых материалов сайта означает Ваше согласие с текстом договора-оферты.
Сайт основан 26 февраля 2007 года.
(c) 2007-10, БТ-Group