Философия: студенту, аспиранту, философу / Philosoff.Ru

Поставить закладку | Сделать стартовой
 Philosoff.Ru  // Философия: студенту, аспиранту, философу
Логин:
Пароль:
ЗарегистрироватьсяВойти
Восстановить пароль
Что ищем:
Начать поиск

Августин Блаженный, Антисфен, Аристотель, Бэкон Френсис, Гегель, Гераклит, Гесиод, Гуссерль Эдмунд, Данилевский, Декарт, Демокрит, Достоевский Ф.М., Зенон Элейский, Ибн Рушд (Аверроэс), Ибн Сина (Авиценна), Кант, Конт, Лиотар Жан, Маркс Карл, Моисей бен Маймун (Маймонид), Ницше, Ориген, Орфей, Платон, Сократ, Соловьев Владимир, Толстой Лев, Фейербах, Ферекид, Фома Аквинский, Хайдеггер, Чаадаев, Шопенгауэр Артур, Юнг...


Античная философия

Основные этапы и особенности эпохи античной философии
Раздел: »» История философии
Раздел: »» История философии »» Древняя и античная философия
Раздел: »» История философии »» Древняя и античная философия »» Эпоха Аристотеля

История греческой философии представляет собой общий и, вместе с тем,живой индивидуальный образ духовного развития вообще. Этот период попреобладающим в нем интересам можно назвать космологическим, этико-политическим и этико-религиозно философским.


Тематические подборки


История философии
   Древняя и античная философия,
   Немецкая классическая философия,
   Русская философия,
   Философия средневековья,
   Философия эпохи Возрождения,
   Философия XX века и современности...
Политическая философия
   История политической философии,
   Современная политическа философия,
   Философия терроризма...
Словарь терминов
Философская проблематика
   Категории философии,
   Логика,
   Предмет философии,
   Теории первоначал,
   Теория познания,
   Этика и Эстетика...
Философия и ...
   Философия и наука,
   Философия и общество,
   Философия и религия...
Философия к экзамену
   Лекции по философии ,
   Ответы на вопросы по философии,
   Рефераты по философии,
   Шпаргалки по философии...
Библиотечка философа
   Сравнительный анализ,
   Статьи известных философов,
   Труды известных философов...


Европейская и  значительная  часть  современной  мировой  цивилизациипрямо или косвенно является продуктом  древнегреческой  культуры,  важнейшей
частью которой является философия. О периодизации античной  философии  пишут
многие  видные  философы,  это  и  Чанышев  А.Н.  (Курс  лекций  по  древней
философии. М.,1981г.), Смирнов И.Н., Титов  В.Ф.  ("Философия",  М.,1996г.),
Асмус  В.Ф.  (История  античной  философии  М.,  1965г.),   Богомолов   А.С.
("Античная философия", МГУ, 1985г.).
       Так Чанышев А.Н. отмечает, что "древне  западная,  античная,  сначала
только греческая, а затем и римская философия существовала в  течении  более
чем тысячелетия (с 6 в. до Н.Э. по 6 в. Н.Э.).  История  античной  философии
распадается на четыре периода:
      1) зарождение и формирование (6 в. до Н.Э.)
      2) зрелость и расцвет (5-4 вв. до Н.Э.)
      3) закат ( это  греческая  философия  эпохи  эллинизма  и  латинского
         философского периода. Римская республика (3-1 вв. до Н.Э.)
      4) период упадка и гибели в эпоху римской империи (1-5 вв. Н.Э.)".[1]
       Как мы видим данный автор дает  довольно  подробную  и  исчерпывающую
периодизацию античной философии. Для удобства  анализа  мы  привлечем  более
лаконичную периодизацию, представленную Смирновым И.Н. Так он отмечает,  что
при анализе греческой философии в ней выделяют  три  периода:  первый  (  от
Фалеса до Аристотеля;  второй  –  греческую  философию  в  римском  мире  и,
наконец, третий – неоплатоновскую  философию.[2]  Объектом  нашего  внимания
будет только первый период.
       История греческой философии представляет собой общий и, вместе с тем,
живой  индивидуальный  образ  духовного  развития  вообще.  Этот  период  по
преобладающим  в  нем  интересам  можно  назвать   космологическим,   этико-
политическим и этико-религиозно философским. Вундт в своем  труде  "Введение
в философию" в отличие от Чанышева выделяет не 4, а тоже как и Смирнов  И.Н.
3 периода (у Вундта, первый период охватывает время с 7 по 5  век  до  Р.Х.,
второй с 5 и 4 вв., третий соответствует  культуре  эллинизма  и  соединению
греческого  образования  с  чуждыми,  восточными   и   римскими   элементами
культуры, продолжается с 3 века до Р.Х. по 3 век после Р.Х.).[3]
       Абсолютно все ученые-философы отмечают, что  первый  период  развития
античной  философии  был  периодом   натурфилософии.   Своеобразной   чертой
античной философии была связь ее учений с учениями о природе, из  которых  в
последствии развились самостоятельные науки: астрономия,  физика,  биология.
В 6 и 5 вв. до Н.Э. философия  еще  не  существовала  отдельно  от  познания
природы, а  знание  о  природе  –  отдельно  от  философии.  Космологическое
умозрение 7 и 6 столетий  поднимает  вопрос  о  последнем  основании  вещей.
Таким образом появляется понятие  мирового  единства,  которое  противостоит
множеству явлений и через которое пытаются объяснить связь  этого  множества
и многообразия, а также закономерность, проявляющуюся прежде всего  в  самых
общих космических процессах, в смене дня и ночи, в движении звезд.
       Простейшая форма есть понятие единого мирового вещества, из  которого
в вечном движении происходят  вещи  и  в  которое  они  опять  превращаются.
Ионийская  философия  была  представлена  в  основном  Милетской  школой   и
философом-одиночкой  Гераклитом.  Как  считает  Чанышев   А.Н.:   "Ионийская
философия  –  это  протофилософия.  Для  нее   характерно   еще   отсутствие
поляризации на материализм и идеализм…, наличие  многих  образов  мифологии,
значительных элементов  антропоморфизма,  пантеизма,  отсутствие  собственно
философской терминологии, представление  физических  процессов  в  контексте
моральной проблематики".[4]
       Но ионийская философия уже философия в основном смысле  этого  слова,
потому что уже ее первые творцы: Фалес,  Анаксимандр,  Анаксимен  стремились
понять то или иное начало как субстанцию (вода, воздух, огонь  и  т.д.).  Их
первоначало всегда одно (в этом смысле ионийские философы  –  монисты),  оно
вещественно, но также разумно, даже божественно. Независимо от этих  древних
малоазиатских  ионийцев  в  нижне-италийских   колониях   греков   выступают
мыслители, проникнутые той же  идеей  мирового  единства.  К  ним  относятся
прежде всего Пифагор и его ученики, которые исследовали мировое  целое.  Они
замечали прежде  всего  правильность  в  движении  небесных  тел  и  от  них
пытались перенести эту правильность на земные явления,  явления  физического
и морального миров. Им  мировой  порядок  представлялся  в  виде  господства
чисел; и в этом смысле они переносят на мир,  "как  целое,  понятие  космос,
первоначально означавшее порядок, украшение".[5] Исчерпывающая и  интересная
характеристика пифагорейства представлена Лосевым А.Ф. в  "Словаре  античной
философии".[6] Автор "дает  определение  пифагорейства,  анализирует  разные
его течения: древнее пифагорейство, развивавшееся в течение 6-4 вв. до  Н.Э.
и так называемое неопифагорейство, существовавшее с 1 в. до Н.Э. и кончая  2
в. Н.Э.
       Если задать себе  вопрос  "философской  направленности  Пифагора  то,
кажется, можно с полной уверенностью сказать,  что  это  была  прежде  всего
философия числа, этим оно  резко  отличалось  от  ионийской  натурфилософии,
стремившейся свести все существующее к той или иной  материальной  стихии  с
подчеркиванием  ее   качественного   своеобразия   (вода,   воздух,   огонь,
земля)".[7]
       Если пифагорейцы рассматривали мировой порядок  исключительно  с  его
количественной  стороны,  (  в  противоположность  им  в  6  веке  выступают
направления, которые подобно древним  ионийским  мыслителям,  понимают  идею
мирового единства качественно, однако, видят при этом мировое единство не  в
едином мировом веществе, а в едином  правящем  мировом  принципе,  в  едином
понятии, господствующем над сменой  всех  явлений.  Для  элеатов  (Ксенофан,
Парменид, Зенон и Мелисс) таким  понятием  служит  бытие,  которое  остается
постоянным при всяком изменении  вещей.  Так  яркий  представитель  элеатов,
Парменид  развил  учение  о  бытии,  о  соотношении  бытия  и  мышления,  он
метафизик.
       Для  Гераклита  –  течение   вещей,   само   непрерывное   изменение,
постоянство же для него есть простой призрак. Интересно отметить, что  элеит
Парменид представляет покоящееся бытие в образе в себе  замкнутого  мирового
шара,  а  Гераклит  принцип  возникновения  –  под  видом   подвижного   все
пожирающего огня".[8]
       Идея мирового единства мыслилась как единый закон вещей, как  мировое
вещество, как мировой порядок, что имело макрокосмический  характер.  Взгляд
данных мыслителей (Фалеса, Парменида, Гераклита…) направлялся  на  мир,  как
целое, отдельное же явление имело для них значение только в связи с целым.
       Однако уже в 5 веке в  самой  Греции  появляются  мыслители,  которые
пытаются понять не отдельное явление  из  целого,  но,  наоборот,  целое  из
отдельных вещей, явлений: место макрокосмического занимает  микрокосмическое
исследование. Это явление  представлено  атомистической  школой  Левкиппа  и
Демокрита и позднейшей школой ионийских физиков Эмпедокла и Анаксагора.
       Так Эмпедокл из Агригента установил  четыре  независимых  качественно
различных  элемента:  огонь,  воздух,  воду  и  землю,   которое,   позднее,
благодаря Аристотелю, на многие века заняли господствующее  положение  среди
других элементов.
       Напротив,  разработанная  атомистическая  "теория  Демокрита  считает
вещественные элементы качественно однородными,  различающимися  между  собой
только   своими   количественными   свойствами:   величиной,   тяжестью    и
фигурой".[9]
       Второй  период   греческой   философии   (5   6   в.   до   Р.Х.)   в
противоположность     одностороннему     космоцентрическому      направлению
предшествующей  философии,   начинается   также   односторонне,   а   именно
постановкой антропологических проблем.  Натурфилософское  мышление  достигло
границ, за которые оно в то время не могло выйти. Данный период  представлен
софистами и Сократом и сократиками. Различие Сократа от софистов в том,  что
мерилом при оценке поступков для него служит  соображение,  какими  мотивами
определяется решение, что полезно и что вредно.
       В  своей  философской  деятельности  Сократ  руководствовался   двумя
принципами, сформулированными  оракулами:  "необходимостью  каждому  познать
самого себя и тем, что ни один человек ничего не знает достоверно  и  только
истинный мудрец знает, что он ничего не знает".[10]
       Сократом    завершается    натурфилософский    период    в    истории
древнегреческой   философии   и   начинается   новый   этап,   связанный   с
деятельностью Платона и Аристотеля.
       Платон далеко переступает за границы  сократовского  духа.  Платон  –
сознательный и последовательный объективный идеалист.  Платон  первым  среди
философов поставил основной вопрос философии, вопрос о  соотношении  духа  и
материи. Строго  говоря,  о  философии  в  Древней  Греции  со  значительной
степенью определенности можно говорить, только  начиная  с  Платона.  Платон
является первым древнегреческим философом,  о  деятельности  которого  можно
судить по его собственным произведениям.
       Наше представление о древнегреческой философии будет  не  полным  без
анализа философского наследия Аристотеля (384 – 322 гг. до Н.Э.), одного  из
величайших мыслителей в истории человеческой цивилизации.
       Аристотеля  отличают  энциклопедические  познания,  он  подвел   итог
развитию философской мысли от начала Древней Греции и до Платона.
       Третий период античной философии: век эллинизма (с 3 века до Р.Х.  по
3  век  после  Р.Х.).   Сюда   относятся   стоики,   эпикурейцы,   скептики.
Неоплатонизмом заканчивается развитие греческой философии.
   
                


Раздел: »» История философии
Раздел: »» История философии »» Древняя и античная философия
Раздел: »» История философии »» Древняя и античная философия »» Эпоха Аристотеля


[ "Античная философия" // Philosoff.RU - Философия в доступном изложении ]

 


Проект Philosoff.Ru | Другие проекты


 

Философия терроризма

Современная философия терроризма

Модное словечко терроризм только недавно стало главным жупелом в международных отношениях. Но явление терроризма, запугивания, актов агрессии сформировалось задолго до появления не только существующих сегодня политических режимов, но и задолго до возникновения большинства существующих государств. В данной подборке собраны аналитические рассуждения о роли терроризма в принципе, приведены аналитические выкладки о роли терроризма, становлении и модификации философии терроризма, как основы системы ценностей террористов настоящего и прошлого. Также затронуты проблемы философского обоснования проблемы государственного терроризма и сопутствующие вопросы.... »» далее »»
 




 
1. Философия Чаадаева
2. Становление практической философии
3. Аристотель. Метафизика
4. Специфика философского знания. Основные способы философствования.
5. Предмет философии в истории философии.
6. Понятие стихийной диалектики
7. Понятие историко-философского процесса.
8. Философия схоластов. Понятия номинализма и реализма.
9. Истоки философии
10. Философия марксизма.
11. Метафизика Декарта.
12. Философия Френсиса Бэкона: эмпиризм и учение об индуктивном методе.
13. ДЕМОКРИТ v И ЕГО АТОМИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
14. Понятие мировоззрения
15. Основные черты философии нового времени




Философф.ру - это: рефераты по философии, философия науки, проблемы философии, история философии, шпаргалки по философии, русская философия, основная философия, основы философии, античная философия, человек в философии, истина и ложь, бытие и сознание, право, социальная философия, лекции по философии, древняя и античная философия, кандидатский минимум по философии, вопросы к экзамену, экзамен, век философии


Использование любых материалов сайта означает Ваше согласие с текстом договора-оферты.
Сайт основан 26 февраля 2007 года.
(c) 2007-10, БТ-Group